ГОСУДАРСТВО И ЭКОНОМИКА
|
|
Предприятия с государственным участием:
институционально-правовые аспекты
и экономическая эффективность
|
- К. Яновский - Размеры государственного сектора экономики (теоретические подходы, обзор литературы, российский опыт)
- С. Лузан - Регулирование и управление предприятиями с государственным участием: международный опыт
- С. Жаворонков - Неэффективность управления государственной собст венностью (на примере крупных предприятий)
- К. Савицкий - Тенденции и пути развития унитарных предприятий
- А. Фоминых - Сопоставление эффективности государственного и негосударственного секторов: статистический подход
|
__________________
|
|
ДИСКУССИОННЫЙ КЛУБ
|
|
ЭКОНОМИКА СТРАН АТР
|
|
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ БЮДЖЕТНЫХ
ОТНОШЕНИЙ
|
|
ЗАМЕТКИ И ПИСЬМА
|
- А. Котляр - Еще раз в поддержку критики расширительной трактовки рынка труда
|
КРИТИКА И БИБЛИОГРАФИЯ
|
- Волконский В.А. Драма духовной истории: внеэкономические основания экономического кризиса
Аннотации к статьям номера
|
Е. Гайдар. Государственная нагрузка на экономику
|
|
В статье рассматривается весьма актуальный в настоящее время вопрос о пределах государственной нагрузки на экономику. Автор отмечает, что в странах - лидерах экономического роста в XIX в. масштабы налогообложения были минимальными (примерно 8% ВВП). Во время первой мировой войны налогообложение резко увеличивается. Экономический кризис 1930-х годов расширяет масштабы вмешательства государства в экономику. Наиболее быстрый рост налогов наблюдается во время второй мировой войны, а в послевоенный период попыток снизить налоговое бремя почти не предпринимается. Государственная нагрузка на экономику продолжала расти вплоть до конца 1980-х годов (до 50% ВВП и выше), либеральные тенденции смогли лишь остановить рост налогов. В социалистических странах налоговая нагрузка была традиционно высока - на уровне, близком к 50% ВВП, то есть предельным для наиболее развитых стран. В восточноевропейских странах она остается на высоком уровне, в том числе вследствие необходимости выполнять социальные обязательства, присущие странам ЕС. В странах СНГ трансформационный кризис был продолжительнее, налоговое бремя зафиксировалось на более низком уровне. Вопрос о непосредственном влиянии государственных расходов на темпы экономического роста остается пока нерешенным, однако для каждого уровня душевого ВВП существуют пределы налогообложения, при приближении к которым рост тормозится.
|
Предприятия с государственным участием:
институционально-правовые аспекты
и экономическая эффективность
|
|
Серия статей экспертов Ассоциации исследователей общественного сектора посвящена анализу ситуации, сложившейся с предприятиями государственного сектора экономики России, по трем направлениям:
- качественный анализ российского и зарубежного опыта управления государственным сектором экономики;
- институционально-правовой анализ природы государственных унитарных предприятий (ГУПов);
- сравнительный статистический анализ показателей финансово-хозяйственной деятельности предприятий государственного и частного секторов экономики России.
На основе российского и международного опыта доказываются несостоятельность попыток образования эффективных форм государственного предпринимательства, невозможность создания здоровых стимулов для менеджеров в системе "чиновничьего предпринимательства", необходимость жесткого ограничения государственного предпринимательства кругом общественных благ, которые не могут быть обеспечены рынком. Приводятся примеры различных форм неэффективного управления и злоупотреблений при использовании государственной собственности в современной России.
Рассматривается история развития правовой формы государственных унитарных предприятий, зародившейся еще в плановой экономике советского типа, исследуются перспективы его существования в российском законодательстве, доказывается противоречивость природы унитарного предприятия и делается вывод о неизбежности реорганизации данного сектора экономики.
Неожиданно противоречивы результаты измерения показателей деятельности предприятий государственного и частного секторов. Согласно им, федеральные ГУПы имеют существенно более высокие, чем в частном секторе, показатели рентабельности продаж, ликвидности и финансовой устойчивости на фоне значительно более низкой отдачи основных производственных факторов - рентабельности активов и особенно производительности труда. В то же время акционерные общества со 100-процентным или контрольным пакетом у государства, являющиеся в определенном смысле "аналогами" ГУПов, показывают наихудшие результаты среди всех форм предприятий с государственным участием. Предпринимается попытка объяснить эти противоречия.
|
Б. Хейфец. Эффективность реализации зарубежных финансовых активов России
|
|
В последние годы финансовые требования России по отношению к иностранным государствам существенно сократились без заметной отдачи для бюджета страны. В статье рассматриваются различные оценки величины зарубежных финансовых активов и выявляются основные причины, приведшие к их уменьшению. Критически анализируется государственная политика в этой области и предлагаются альтернативные возможности повышения эффективности реализации зарубежных финансовых активов.
|
Л. Гребнев. "Мавр" возвращается? А он и не приходил… (к дискуссии о значимости научного наследия К. Маркса)
|
|
Статья продолжает дискуссию об актуальности идей Маркса для современной России, начатой в 5-м и 6-м номерах журнала статьей Е. Гайдара и В. Мау "Марксизм: между научной теорией и "светской религией"", и продолженной в 7-м номере статьей А. Бузгалина и А. Колганова "Нужен ли нам либеральный марксизм?" В первой части статьи рассматриваются в основном вопросы экономической теории, в особенности расхождений в трактовке понимания категории производственных отношений между Марксом и отечественными учеными. Так, автор обращает внимание на трактовку категории "непосредственный производитель": Маркс под ним понимает капиталиста-предпринимателя, непосредственно принимающего хозяйственные решения и отвечающего за их успех своим имуществом. Кроме того, указывается, что Маркс не закончил работу над вторым и третьим томами "Капитала", причем по всей видимости главную роль здесь сыграла маржиналистская революция. Не последнюю роль в искажении марксова наследия сыграли трудности с переводом ряда терминов на русский язык. По мнению автора, при рассмотрении теории Маркса важна первоначальная установка: при выборе политического подхода на передний план выходит революционная сторона его учения (впрочем Маркс в конце жизни отказался от многих своих идей, назвав "Манифест" "партийными экскрементами двадцатилетней давности"). Научный подход позволит ученому продолжить анализ подчинения труда капиталу, исследовать качественный аспект трудовой теории стоимости.
|
Л. Кабир. Россия и Китай: вектор развития экономического сотрудничества
|
|
Автор рассматривает тенденции развития торгово-экономического сотрудничества двух стран, делая акцент на расширении и укреплении торгово-экономической составляющей российско-китайских отношений. Сопоставляется участие России и Китая в мировой экономике и анализируется встречная торговля в разрезе основных товарных групп.
|
А. Бирюков. Развитие малого и среднего бизнеса - локомотив экономики (опыт Тайваня)
|
|
Опыт Тайваня в развитии малого и среднего бизнеса привлек внимание международной организации "Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество", которая провела серию мероприятий по его изучению. В статье рассматриваются история развития малого и среднего бизнеса на Тайване, формы, методы и направления его поддержки со стороны властных структур, а также конкретные успешные примеры. Изучение зарубежного опыта в области развития малого и среднего бизнеса, а также его творческое применение на российской почве являются важным звеном в формировании в Российской Федерации предпосылок для строительства сильного социального государства и общества, основанного на знаниях.
|
Мст. Афанасьев. Бюджетирование, ориентированное на результат (новые тенденции)
|
|
Во многих странах основное внимание стало уделяться бюджетированию, ориентированному на результат, которое предполагает распределение бюджетных средств в зависимости от целей и планируемых конечных результатов. В статье представлены основные определения и элементы новой концепции, ее преимущества и история развития. Автор анализирует проблемы применения бюджетирования, ориентированного на результат, в России и в других странах, а также пути их решения.
|
И. Дежина. Реформа бюджетных учреждений науки (опыт, возможности, риски)
|
|
Статья посвящена вопросам реформирования бюджетных учреждений в сфере российской науки как необходимого условия построения рыночно ориентированной национальной инновационной системы. Анализируются количественные параметры сети бюджетных учреждений науки, направления и характер проводимых государством изменений, предлагаются сценарии ее реформирования. Рассматриваются возможные последствия отложенных реформ и возникающие при этом риски.
|