РОССИЙСКИЕ БАНКИ И МИРОВОЙ КРИЗИС
|
______________
|
|
ИНСТИТУТЫ И ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
|
|
ВОПРОСЫ ТЕОРИИ
|
|
ЗАМЕТКИ И ПИСЬМА
|
- Б. Мазукабзова — Роль кредитно-дефолтных свопов в мировом кризисе
- Л. Ходов — Проблемы высшей школы Германии
Аннотации к статьям номера
|
Г. Греф, К. Юдаева. Российская банковская система в условиях глобального кризиса
|
В основе глобального финансового кризиса лежит кризис в финансовой сфере. В США, Великобритании и в других странах финансовые институты утратили свою стабильность вследствие резких изменений в оценке риска инвесторами. В России кризис выявил собственные проблемы в финансовой сфере. Однако опыт 11 крупнейших банковских кризисов за последние 25–30 лет в разных странах показывает, что без специальной государственной программы по очистке банковских балансов и по капитализации банков вряд ли удастся встать на путь стабильного экономического развития и сделать экономику менее зависимой от сырьевой конъюнктуры.
|
С. Андрюшин, В. Кузнецова. Банковский сектор России и пути его реформирования |
В статье рассмотрены ключевые проблемы развития российского банковского сектора на современном этапе. Проанализированы основные положения антикризисной политики российского правительства и Банка России в 2008–2009 гг., показаны возможные варианты решения проблемы «плохих» долгов в российских банках, предложены пути реформирования и источники развития банковского сектора России на региональном уровне.
|
В. Данилов-Данильян. Глобальный кризис как следствие структурных сдвигов в экономике
|
В статье анализируются изменения структуры реального сектора мировой экономики, усилившие ее неустойчивость и обусловившие непригодность кейнсианских методов для сглаживания колебаний в экономическом цикле. Отмечается резкое расширение двух сегментов сферы услуг: рынка вторичных ценных бумаг и индустрии развлечений. Начавшийся в 2008 г. глобальный финансово-экономический кризис нельзя объяснить лишь негативными процессами в финансовой сфере, он представляет собой проявление общего кризиса цивилизации. Чтобы смягчить негативное воздействие гипертрофированного развития новых сегментов сферы услуг на мировую экономическую систему и цивилизацию в целом, предлагаются меры, аналогичные интернализации внешних эффектов.
|
А. Олейник. Минимизация упущенных выгод: моделирование взаимоотношений государства и бизнеса в России
|
Властные отношения совместимы с целым рядом моделей выбора: максимизацией, ориентацией на получение удовлетворительного результата, принуждением и минимизацией упущенных выгод. Последняя модель рассматривается подробно и помещается в контекст особой техники навязывания воли, доминирования в результате сочетания интересов. Показывается, что такое доминирование требует обоснования отсылкой к особому общему благу – ренте, которую совместно захватывают принципал и агент. Сравниваются два источника неоптимальных исходов: индивидуальные решения и особым образом организованные взаимодействия. Властные взаимодействия приводят к получению неоптимальных результатов как минимум одной их стороной, агентом. Основные положения иллюстрируются данными по России.
|
С. Чепель. Как повысить эффективность экономической политики: эмпирический анализ роли государственных институтов |
В статье исследуется гипотеза о статистической значимости институционального фактора для повышения эффективности экономической политики развивающихся стран. Показано, что рост внутренних кредитов частному сектору (с целью стимулирования частных инвестиций, включая ПИИ) может привести к обратному результату, если уровень коррупции в стране (индикатор качества институтов) превышает пороговое значение. Эффективность антиинфляционной политики во многом определяется качеством банковской системы: чем он выше, тем меньше рост денежной массы влияет на уровень цен и наоборот. Главные резервы повышения эффективности антиинфляционной политики в странах СНГ – повышение потенциала банковского сектора и снижение энергоемкости экономики. Обоснована приоритетность развития государственных институтов по сравнению с принятием селективных мер государственной поддержки отдельных секторов и отраслей экономики.
|
В. Попов. Стечение обстоятельств или историческая закономерность?
|
Почему многие посткоммунистические страны преуспели, проводя политику, сильно отличающуюся от радикальной экономической либерализации (шокотерапии), которую обычно считают причиной экономического успеха стран Центральной Европы? Во-первых, оптимальный набор мер экономической политики зависит от конкретных условий – уровня экономического развития и качества институтов, поэтому то, что «работает» в Словении, не обязательно должно «сработать» в Монголии. Во-вторых, даже для стран с одинаковым уровнем развития оптимальный набор мер может различаться: он зависит от предшествующей истории, от того, насколько эти меры вписываются в русло развития, предопределенное прошлыми шагами. В Китае сокращение доли госрасходов в ВВП существенно не ослабило институциональный потенциал, но в России и других странах СНГ оказалось разрушительным. Искусство творцов экономической политики состоит в том, чтобы преодолеть как провалы рынка, так и провалы государства, чтобы создать работающие рынки, не подрывая потенциал государства, как это произошло в СНГ.
|
Э. Рустамов. Принципы эволюционной модернизации переходных экономик
|
В статье рассматриваются основные принципы модернизации в условиях переходной экономики. Анализ осуществлен на основе методики Всемирного экономического форума, и предусматривает определенную последовательность проведения реформ. Главный вывод статьи заключается в том, что при модернизации следует сочетать реализацию универсальных механизмов координации с использованием конкурентных преимуществ, связанных с национальной культурой. При этом вариант, адекватный условиям трансформационной экономики, должен быть эволюционным. Именно такой путь более всего подходит Азербайджану, который за последние годы добился существенных успехов в экономическом развитии.
|
М. Бодриков. Классическая теория ценности: современное звучание нерешенных проблем
|
Статья посвящена проблеме неоднородности моделей классической теории ценности. Доказывается логическая непротиворечивость принципа затрат производства с позиций воспроизводственного анализа товарной экономики. Для этого реконструируется логика развертывания классической теории товарной экономики и рассматриваются недостатки предложенных классиками способов обеспечения разрешимости ценовой задачи.
|
М. Столбов. Эволюция монетарных теорий деловых циклов
|
В статье анализируются наиболее значимые монетарные теории деловых циклов – от описательных моделей кредитных циклов Р. Хоутри и Ф. Хайека до концепции финансового акселератора Б. Бернанке. Рассмотрены предпосылки, методология и выводы этих теорий в контексте научных взглядов школ и ученых, которые их разрабатывали, а также дан анализ конкуренции и конвергенции между этими исследовательскими программами.
|
К. Сонин, И. Хованская. Информационная теория исследовательского университета
|
Правильный отбор профессоров имеет ключевое значение для эффективной деятельности современных исследовательских университетов. На уровне отдельных вузов процедуры отбора влияют на качество нанимаемых исследователей; на уровне научной среды в целом – определяют стимулы тех, кто выбирает область исследований. Наша теоретическая модель указывает на основные проблемы, связанные с неправильной организацией отбора: если выбор кандидатов осуществляется относительно узкими группами («кафедрами»), то средний уровень качества исследователей будет ниже, чем в случае, когда за кандидата голосуют профессора относительно широких групп («факультетов»). Оптимальное разбиение на подразделения, в рамках которых осуществляется отбор исследователей, может быть разным в зависимости от начального «запаса» исследователей.
|