Russian Орден
topleft topcenter topright

alt="About
In the Latest Issue
2 0 1 1
History
Subscribers Info
Submission Guidelines
Advertising Info
Editorial Info
Address
Guest Book



Режим поиска:
"И" "ИЛИ"

2011

№ 5


РОССИЙСКАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ В КОНТЕКСТЕ

________________

ВОПРОСЫ ТЕОРИИ


ДИСКУССИОННЫЙ КЛУБ


ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РОССИЙСКОГО АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА


ЗАМЕТКИ И ПИСЬМА

  • В. Чепенко, В. Андреев — Модернизация российской экономики и возрождение отечественного машиностроения
  • С. Герасимова — Как пережила кризис российская металлургическая отрасль

РАЗМЫШЛЕНИЯ НАД КНИГОЙ

  • Р. Доброхотов — Доверие глазами экономистов и психологов (о книге А. В. Белянина и В. П. Зинченко «Доверие в экономике и общественной жизни»)

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

  • Плагиат в научных исследованиях в области социальных наук (круглый стол в НИУ ВШЭ)
  • Принципы проведения аналитических работ и представления их результатов
________________

Аннотации к статьям номера

Г. Сатаров. Пролегомены к последней модернизации в России

По мнению президента фонда ИНДЕМ, ключевым условием модернизации выступает разделение функций между властью и гражданским обществом. Власть обеспечивает целостность и стабильность системы, а гражданское общество – адаптивность к внешним вызовам и внутренним проблемам. В статье проанализированы способы появления институтов с новыми свойствами – эволюция и трансформация. России необходима последняя модернизация, но заимствовать надо не результаты, а способы их достижения. Главной движущей силой этой модернизации должно стать гражданское общество.

вверх
А. Олейник. Политэкономия власти: подходы к анализу отношений между государством и бизнесом в России

Статья посвящена вопросам политической и экономической власти, а также их сочетания. Известные в экономической литературе подходы, в частности теория общественного выбора и теория общественного договора, сопоставляются с предлагаемым автором подходом, в центр которого помещена триада власти. В процессе взаимодействия ее трех сторон, а именно представителей государства, бизнеса, имеющего структурные преимущества, и бизнеса, лишенного таких преимуществ, захватывается и перераспределяется административная рента, что делает возможным сочетание политической власти представителей государства и экономической власти отдельных представителей делового мира. В качестве иллюстрации рассматривается ситуация в области добычи нефти и газа, в розничной торговле и дорожной отрасли.

вверх
В. Соколов. Проблема стратегического эффекта в международной конкуренции

В статье понятие стратегического эффекта в международных экономических отношениях рассматривается в узком определении – как выгоды, получаемой национальной экономикой от целенаправленной поддержки отраслей, участвующих в международной конкуренции на олигополистических рынках. Анализируется механизм соответствующей конкуренции согласно концепции Дж. Брэндера – Б. Спенсер. Рассматриваются влияние государственной поддержки национальных производителей на состояние олигополистических рынков и возможности проведения соответствующей политики в условиях действующих норм ВТО (на примере авиационной промышленности).

вверх
А. Аганбегян. О месте экономики России в мире (по новым данным о международном сравнении валового внутреннего продукта)

Статья посвящена сравнению валового внутреннего продукта России и других стран по новым данным, недавно представленным ОЭСР–Евростатом. Экономический потенциал России и уровень ее экономического развития проанализирован в ретроспективе 20 лет с прогнозом на средне- и долгосрочную перспективу. При этом особое внимание уделено новым условиям экономического роста, сложившимся после глобального финансово-экономического кризиса. Обоснована необходимость перехода нашей страны к новой модели социально-экономического развития, обеспечивающей его ускорение.

вверх
С. Делавинья. Психология и экономика: результаты эмпирических исследований. Часть II. Общественно ориентированные предпочтения и нестандартные убеждения

Во второй части большой работы, посвященной современной поведенческой экономике, рассматриваются нестандартные предпочтения, связанные с альтруизмом и благотворительностью. Кроме того, автор изучает нестандартные убеждения, показывая, как самоуверенность, некорректная оценка вероятностей и экстраполяция прошлого опыта искажают рациональное принятие решений, в том числе и на финансовых рынках.

вверх
П. Ореховский. Зрелость социальных институтов и специфика оснований теории общественного выбора

Последнее десятилетие в России охарактеризовалось взрывным интересом к измерению качества и зрелости институтов. Такие оценки проводятся с помощью межстрановых сопоставлений и экспертных оценок, исследуются корреляции между качеством институтов и уровнем душевого ВВП. Однако подобные оценки возможны только в рамках специфических допущений теории общественного выбора, которые, как правило, не обсуждаются. В настоящей работе предпринимается попытка показать, что теория общественного выбора использует те же представления об экономическом человеке, что и обычная микроэкономика. В силу этого она обладает теми же известными недостатками, что и неоклассическая парадигма.

вверх
С. Авдашева. Незаконность молчаливого сговора в российском антимонопольном законодательстве: могут ли экономисты быть полезны при выработке юридических норм?

Статья посвящена проблемам незаконности молчаливого сговора как формы горизонтальных взаимодействий, ограничивающих конкуренцию. Сравниваются альтернативы определения результатов молчаливого сговора, используемые в российском антимонопольном законодательстве, – согласованные действия и злоупотребление коллективным доминированием в форме назначения монопольно высокой цены, с точки зрения теории и международного применения антимонопольного законодательства. Предлагаются критерии оценки факта отсутствия согласованных действий, анализируется практика применения нормы о согласованных действиях российскими антимонопольными органами. Продемонстрировано, что используемое антимонопольными органами определение согласованных действий создает основания для ошибок I рода – признания незаконными действий хозяйствующих субъектов, которые не ставили своей целью ограничить конкуренцию, не координировали цены, и решения которых не удовлетворяют определению согласованных действий в законе «О защите конкуренции».

вверх
Н. Дзагурова. Практика регулирования вертикальных взаимодействий: вертикальные ограничения с точки зрения координации согласованных действий

В статье обсуждаются проблемы регулирования вертикальных ограничений в России. Вопреки внешней схожести российских норм регулирования вертикальных ограничений и их европейских аналогов, практические результаты их применения разнятся. Причина в том, что сохраняется смешение режимов антимонопольного регулирования горизонтальных и вертикальных соглашений, в частности, запрет вертикальных ограничений на том основании, что они могут иметь антиконкурентные последствия при полном игнорировании их позитивных эффектов. Норма закона «О защите конкуренции» (ч. 3 ст. 11), запрещающая «координацию согласованных действий», подменяет собой прочие нормы регулирования. В статье также приводятся аргументы против расширяющейся практики запрета систем дистрибуции товара через авторизованных дилеров.

вверх
П. Крючкова. Роль судебной системы в развитии конкуренции (антимонопольное законодательство и практика его применения)

Статья посвящена проблеме воздействия судебной системы на развитие конкуренции в России. Рассматриваются роль судов в формировании стандартов доказательства по антимонопольным делам и снижении неопределенности при применении антимонопольного законодательства, а также вопрос о повышении роли частного инфорсмента антимонопольного законодательства. Показано, что влияние российской судебной системы на применение антимонопольного законодательства и развитие конкуренции неоднозначно. С одной стороны, есть ряд положительных эффектов, связанных со снижением неопределенности в применении антимонопольных норм, формированием достаточно высоких стандартов доказательства по большинству антимонопольных дел, реальной состязательностью судебных процессов. С другой стороны, позиция судебных органов по некоторым вопросам, в частности, квалификации молчаливого сговора, ухудшает ситуацию. Существенная проблема – снижение стандартов доказательства по политически мотивированным делам.

вверх

Условия доступа
ко всем статьям
см. Здесь



Copyright " Вопросы Экономики "