-
Гурков И.Б. Стратегический менеджмент организации
НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ |
-
Российско-немецкий диалог экономистов
Аннотации к статьям номера
|
Е.Ясин.
Перспективы российской экономики: проблемы и факторы роста
|
|
Автор считает, что для обеспечения устойчивого экономического роста следует осуществить крупномасштабную модернизацию, представляющую собой суть нового этапа преобразований в российской экономике. Для этого необходимы: активизация структурной политики; эффективный механизм трансформации сбережений в инвестиции; повышение капитализации банковского сектора; устранение деформаций в системе относительных цен и др. Выбор пути развития российской экономики и общества в значительной мере зависит от того, какую роль будут играть в России две основные социальные силы - бюрократия и бизнес.
|
Н. Шмелев.
Монетарная политика и структурные реформы в экономике постсоветской России
|
|
Монетарная политика была и остается главным средством российских структурных реформ. В статье анализируются как достижения, так и просчеты в проведении этой политики. Автор высказывает предложения относительно того, в каких областях российской экономики монетарная политика должна быть сегодня активизирована и в каких, наоборот, главный упор следует сделать на другие регуляторы и стимулы.
|
Обзор основных тенденций российской экономики
|
|
Предлагаемый вниманию читателей материал является первой главой обзора ОЭСР, где рассматриваются основные черты экономического развития Российской Федерации в 1999-2001 гг. В обзоре указывается, что после кризиса 1998 г. российская экономика начала достаточно быстрыми темпами восстанавливаться. Возрождение коснулось практически всех секторов российской экономики. Рассмотрены основные тенденции, характеризующие динамику производства и потребления, инвестиций и инфляции. Подробно проанализированы денежно-кредитная и фискальная политика, платежный баланс РФ, основные особенности развития банковского сектора. Особое внимание уделено источникам экономического роста. Главный вывод исследования - устойчивый экономический рост в России требует быстрого прогресса в области институциональных и структурных реформ.
|
Федеративные межбюджетные отношения: современные тенденции и перспективы
|
|
Предлагаемый вниманию читателей материал является четвертой главой обзора ОЭСР, где исследуются основные тенденции развития бюджетного федерализма в России. Реформа межбюджетных отношений признается одним из важнейших направлений реформирования российской экономики. В работе указывается, что за последние годы сфера межбюджетных отношений была в значительной мере преобразована. Но изменения вылились лишь в усиление центрального контроля над региональными финансами. По мнению авторов обзора, в рамках эффективной системы межбюджетных отношений должна быть формально признана по крайней мере часть существующей бюджетной автономии на более низких уровнях власти.
|
П. Кадочников, С. Синельников-Мурылев, И. Трунин.
Проблемы моделирования воздействия межбюджетных трансфертов на фискальное поведение субнациональных властей
|
|
В условиях государства с многоуровневым бюджетным устройством особое значение имеет такой инструмент бюджетной политики, как межбюджетные трансферты или гранты. Существующая литература в области экономической теории бюджетного федерализма оставляет за рамками особенности влияния механизма распределения выравнивающих межбюджетных трансфертов на решения субнациональных властей в области налоговой и бюджетной политики. В статье показано, что при определенных условиях не только форма межбюджетных трансфертов, но и особенности механизма их распределения между бюджетами могут создавать фискальные стимулы для субнациональных властей. В частности, рассматривается гипотеза о том, что наличие или отсутствие подобных стимулов зависит от того обстоятельства, производится ли распределение выравнивающих трансфертов на основе фактических доходов и расходов региональных бюджетов или на основе некоторых оценок налогового потенциала и расходных потребностей субнациональных властей. Для исследования механизма создания фискальных стимулов для субнациональных властей используется простая модель поведения субнациональных властей в условиях задаваемой федеральными властями параметризованной формулы распределения финансовой помощи в целях осуществления межбюджетного выравнивания.
|
М. Николаев, М. Махотаева.
Обобщение опыта планирования социально-экономического развития в субъектах РФ
|
|
В работе обобщена текущая практика планирования социально-экономического развития в субъектах РФ. Проведена типизация регионов по видам, содержанию и методам разработки плановых документов, выявлены основные тенденции и проблемы в плановом регулировании социально-экономического развития регионов. В качестве главной тенденции выделен переход от подготовки краткосрочных и антикризисных программ к разработке средне- и долгосрочных плановых документов. Актуальной проблемой остается невысокое качество разрабатываемых плановых документов, что во многом определяет низкую эффективность плановой деятельности в субъектах Федерации.
|
С. Артемьева.
Совершенствование системы межбюджетных отношений в современных условиях
|
|
Статья посвящена реформе взаимоотношений бюджетов разных уровней в современных условиях. Рассматриваются меры по рационализации налоговой системы, а также проблемы разграничения бюджетных расходных полномочий. Анализируются вопросы уменьшения бюджетной асимметрии регионов, повышения их финансовой самостоятельности, предлагаются мероприятия по укреплению доходной базы территориальных бюджетов.
|
О. Берг.
О Программе развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года
|
|
Статья посвящена анализу Программы развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 г. Отмечается наличие в ней ряда терминологических и содержательных неточностей, а также противоречий и структурных ошибок. Их устранение будет способствовать повышению эффективности межбюджетных отношений.
|