СТРАТЕГИЯ И ТАКТИКА РЕФОРМ
|
|
__________________
|
|
ВОПРОСЫ ТЕОРИИ
|
|
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ
|
|
ЗАМЕТКИ И ПИСЬМА
|
- Г. Батов - Развитие сельских промышленных предприятий (на примере Кабардино-Балкарской Республики)
|
КРИТИКА И БИБЛИОГРАФИЯ
|
- Медведев В.А. Перед вызовами постиндустриализма: взгляд на прошлое, настоящее и будущее экономики России
Аннотации к статьям номера
|
Г. Явлинский. Какую экономику и какое общество мы собираемся построить и как этого добиться? (Экономическая политика и долгосрочная стратегия модернизации страны)
|
|
В статье рассмотрены основные черты новой экономической модели для России. Представлено стратегическое видение проблемы экономических преобразований в стране, направленных на ее глубокую модернизацию. Сформулированы задачи государства в области проведения экономической политики в целом и промышленной политики в частности. Отмечена необходимость принятия ряда ключевых политических решений для успешной реализации долгосрочной стратегии развития России.
|
Г. Клейнер, Д. Петросян, А. Беченов. Еще раз о роли государства и государственного сектора в экономике
|
|
В статье развивается концепция роли государства в экономике, базирующаяся на системном представлении структуры относительно самостоятельных и взаимодействующих акторов макроуровня в виде триады: "государство - общество - экономика". Концепция предполагает сбалансированное и согласованное функционирование этих трех сфер при наличии неделегируемых другим сферам функций государства, главная из которых - обеспечение эволюционного и прогрессивного развития страны. Такое представление позволяет по-новому сформировать перечень и обосновать соподчиненность функций государства в экономике и обществе, определить задачи управления государственной собственностью.
|
А. Радыгин. Россия в 2000 - 2004 годах: на пути к государственному капитализму?
|
|
Статья посвящена одной из характерных тенденций начала 2000-х годов - государственной имущественной экспансии, сопровождаемой попытками укрупнения находящихся под контролем государства хозяйственных структур, консолидации государственных пакетов акций и унитарных предприятий под эгидой холдингов. Эти меры сопровождаются выборочными жесткими акциями государственных органов против ряда крупнейших частных компаний, усилением контроля в компаниях со смешанным капиталом, установлением определенных неформальных правил во взаимоотношениях частного бизнеса и власти. Автор анализирует «дело "ЮКОСа"» и реальные возможности бизнес-сообщества отстаивать свои интересы. С большой долей вероятности можно утверждать, что тенденция к государственному капитализму в его специфическом российском варианте в 2003-2004 гг. стала более очевидной.
|
Р. Капелюшников. Механизмы формирования заработной платы в российской промышленности
|
|
В работе рассматривается специфическая модель формирования заработной платы, сложившаяся в российской экономике в переходный период. Опираясь на материалы специального обследования промышленных предприятий, проведенного в конце 2002 г., автор выделяет главные отличительные черты этой модели. Это - широкое присутствие элементов коллективно-договорного регулирования; близкая к абсолютной дискреционная власть менеджмента; тесная привязка заработной платы к доходности компаний; активное использование общегосударственных нормативов при построении внутрифирменных систем оплаты труда. Специальный раздел посвящен возможным последствиям подтягивания МРОТ к прожиточному минимуму в соответствии с требованиями нового Трудового кодекса. Автор делает вывод, что российская практика установления заработной платы не вписывается в стандартную модель конкурентного рынка труда, а также плохо согласуется с альтернативными теоретическими подходами, получившими широкое распространение в последние десятилетия.
|
В. Тамбовцев. Экономическая теория контрольно-надзорной деятельности государства
|
|
В статье предпринята попытка наметить общие контуры экономической теории контрольно-надзорной деятельности государства. Основываясь на предпосылке доброжелательного государства, автор рассматривает его функцию предотвращения появления и компенсации нежелательных (вредных) эффектов, порожденных хозяйственной деятельностью экономических агентов. Автор классифицирует типы внешних эффектов и предлагает соответствующие механизмы их интернализации.
|
В. Тарасевич. Постнеклассический вызов фундаментальной экономической науке
|
|
В статье рассматривается общенаучный контекст эволюции фундаментальной экономической науки. Прогнозируются возможные изменения статуса экономики, как одной из универсумных сфер, фундаментальной экономической науки, ее субъекта, объекта, предметного пространства и методического инструментария в связи с приоритетным развитием постнеклассической парадигмы научного мышления.
|
Е. Журавская, К. Сонин. Экономика и политика российских банкротств
|
|
В работе анализируются результаты применения закона о банкротстве, действовавшего в России в 1998-2002 гг., и причины разброса мнений экспертов о нем. Кратко рассмотрены наиболее структурированные теории о банкротстве в стране - "регионального захвата", "заказных банкротств" и "эффективного банкротства", приведены аргументы "за" и "против" каждой из них. Представлены результаты эмпирического анализа российских банкротств в 1997-2001 гг. В действительности банкротство часто выступало механизмом перераспределения прав контроля над предприятиями в пользу региональных администраций и даже служило способом защиты менеджеров от необходимости выполнения обязательств предприятий по уплате федеральных налогов и удовлетворения претензий внешних кредиторов.
|
И. Башмаков. Способность и готовность населения оплачивать жилищно-коммунальные услуги
|
|
Тарифы на жилищно-коммунальные услуги (ЖКУ) в России растут. В 2002 г. за услуги ЖКХ население страны заплатило на 100 млрд. руб. больше, чем в 2001 г. Цель данной статьи - оценить пороговые значения способности и готовности домашних хозяйств платить за ЖКУ, а также параметры ценовой эластичности спроса на ЖКУ и факторы, определяющие собираемость платежей. Показано, что пороговые значения существенно ниже уровня, установленного правительством. Для малоимущих семей порог равен 10-14% их доходов, а для населения в среднем - 5-6% с учетом собираемости платежей на уровне 95% (при других ее уровнях пороговые значения будут иными). Это - жесткие и устойчивые пропорции структуры потребительских расходов, универсальные для многих стран.
|