ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА
|
__________________
|
ПРОБЛЕМЫ МАЛОГО БИЗНЕСА
|
__________________
|
ЗАМЕТКИ И ПИСЬМА
|
- А. Самохвалов - О возможности и неизбежности экономического подъема в России
|
РАЗМЫШЛЕНИЯ НАД КНИГОЙ
|
- Д. Сорокин - Начало нового пути? (о книге "Экономика Содружества Независимых Государств накануне третьего тысячелетия")
- Л. Евстигнеева - Новая эпоха - новая наука (о книге "Экономическая социодинамика")
|
НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ
|
- В. Герасименко - Управление инвестициями: поиск новых ориентиров
Аннотации к статьям номера
|
А. ИЛЛАРИОНОВ. Экономическая политика в условиях открытой экономики со значительным сырьевым сектором
|
    
В конце 1998 - начале 1999 гг. в результате образовавшегося достаточно большого разрыва между внешними и внутренними ценами российская экономика получила серьезные конкурентные
преимущества, способствовавшие возобновлению экономического роста. Улучшение российских экономических показателей произошло в основном за счет благоприятных изменений мировой
конъюнктуры. Обманчиво и впечатление о качественном улучшении бюджетной политики в 2000 г. Действующая ныне система принятия и осуществления важнейших решений в бюджетной сфере требует изменений.
    Сложившаяся устойчивая зависимость российской макроэкономической ситуации от конъюнктуры мирового рынка предъявляет к национальным властям особые требования
по проведению эффективной экономической политики. Среди ее инструментов важную роль играют обслуживание и погашение государственного внешнего долга в соответствии не только с
согласованным графиком платежей, но и с его опережением. Рациональная экономическая политика заключается не в привлечении дополнительных иностранных займов, а в поддержании
оптимального соотношения между внутренними и внешними ценами на уровне, обеспечивающем наиболее благоприятные условия для долгосрочного и устойчивого экономического роста.
|
А. ЛАВРОВ, ДЖ. ЛИТВАК, Д. САЗЕРЛЭНД. Реформа межбюджетных отношений в России: "федерализм, создающий рынок"
|
    
В статье рассматриваются современное состояние, тенденции и перспективы реформирования межбюджетных отношений в Российской Федерации. Показаны негативные последствия противоречия
между высокой формальной централизацией системы межбюджетных отношений и неформальной автономией субнациональных властей, охарактеризованы формы и инструменты "теневой"
налогово-бюджетной политики, проводимой на региональном уровне. Авторы обосновывают необходимость законодательного расширения автономии субнациональных властей с одновременным
повышением их ответственности за результаты проводимой фискальной политики, а также предлагают основные направления реформы межбюджетных отношений на среднесрочную перспективу.
|
В. КОКОРЕВ. Государственные гарантии: как разумное сделать легитимным
|
    
Цель статьи - начать дискуссию о необходимости и способах активного использования такого инструмента экономической политики федерального правительства, как государственные гарантии,
предоставление которых в настоящее время фактически приостановлено. По мнению автора, последнее вызвано не только экономическими причинами, но и недостатками действующего
законодательства, делающими выдачу таких гарантий фактически нелегитимной. В статье поднимается фундаментальный вопрос о двух возможных трактовках юридической природы
государственных гарантий - как поручительства и как гарантии по требованию - и его экономической "цене" (во что обойдется федеральному бюджету принятие каждого из толкований).
Особое внимание уделяется анализу статуса государства как неравного партнера в гражданском (деловом) обороте. Предлагается отказаться от иммунитета бюджета по гражданским
сделкам и установить очередность использования возможных источников финансирования платежей по государственным гарантиям. Автор приходит к выводу о необходимости изменения
всей концепции предоставления государственных гарантий в России. Новая концепция должна исходить из понимания юридической природы государственной гарантии как гарантии по
требованию в гражданско-правовом смысле, а экономической - как действенного инструмента экономической политики правительства в области предоставления бюджетных средств на
возвратной и платной основах.
|
О. ШЕСТОПЕРОВ. Современные тенденции развития малого предпринимательства в России
|
    
В статье представлены результаты статистического исследования эволюции малого предпринимательства в России во второй половине 90-х годов ХХ в. Автор оценивает роль, которую играет
малый бизнес в настоящее время, и приходит к выводу о том, что, хотя его положение выглядит достаточно устойчивым, вес малого предпринимательства в экономике как с точки зрения
производства товаров и услуг, так и в отношении обеспечения занятости невелик. Кроме того, существуют огромные диспропорции в области развития малого бизнеса в разрезе федеральных
округов и регионов страны. Задача развития данного сектора по-прежнему должна оставаться одним из приоритетов экономической политики государства.
|
А. ШЕХОВЦОВ. Законодательство и развитие малого бизнеса в регионах
|
    
Автор рассматривает особенности законодательства регионов в области поддержки малого предпринимательства. Проанализировав нормативно-правовую базу функционирования малого бизнеса
в 72 регионах, он приходит к выводу о том, что находящиеся в компетенции региональных властей возможности поддержки малого бизнеса используются далеко не полностью. По его мнению,
принятие большинства региональных законов о поддержке малого предпринимательства - просто "дань моде". Только серьезная работа законодательных властей в регионах способна придать
новый толчок развитию малого бизнеса и сделать начавшийся экономический рост устойчивым.
|
Е. БУХВАЛЬД, А. ВИЛЕНСКИЙ. Кредитование малого предпринимательства
|
    
В статье рассматриваются перспективы взаимодействия российского малого бизнеса с институтами банковско-кредитной системы. Анализируется опыт успешной реализации отдельных программ кредитования
малого бизнеса. Авторы считают, что важным шагом в направлении расширения кредитной поддержки малых предприятий могло бы стать формирование системы гарантий по банковским кредитам с участием
государства. Одним из наиболее перспективных видов кредитования, по мнению авторов, мог бы стать финансовый лизинг.
|
М. ГЛАЗАТОВА, А. ВИЛЕНСКИЙ. Государственный и муниципальный заказ для малого бизнеса
|
    
Незначительные масштабы привлечения малых предприятий к выполнению государственного заказа тормозят развитие российского малого предпринимательства. В настоящее время доля контрактов малых
предприятий в общем стоимостном объеме поставок продукции для государственных и муниципальных нужд составляет чуть более 3%. Авторы рассматривают как законодательные и нормативные акты в этой
области, так и механизм их практической реализации и вносят конкретные предложения по совершенствованию законодательного обеспечения участия малого бизнеса в выполнении государственного заказа.
|
А. ЧЕПУРЕНКО, Т. ОБЫДЕННОВА. Трудовые отношения на российских малых предприятиях (по материалам социологических обследований)
|
    
Авторы статьи обращаются к анализу специфики трудовых отношений на российских малых предприятиях. Исследование выполнено с привлечением данных социологического обследования ряда предприятий
Москвы, Московской области, Вологды и Воронежа. На основе данных, полученных в ходе углубленных интервью, делается вывод о том, что трудовые отношения в малом бизнесе не только не соответствуют,
но зачастую и противоречат существующему законодательству. Предлагается признать слабую формализованность трудовых отношений в этой сфере и законодательно закрепить за малыми предприятиями
право более гибкого использования рабочей силы.
|
Ю. КАШИН. Российская сберегательная мысль: дореволюционная эволюция
|
    
В статье впервые предпринята попытка исследовать дореволюционную российскую сберегательную мысль, которая в силу более позднего вступления России на путь современной цивилизации во многом носила
отраженный, извне воспринимаемый характер . Одна из особенностей российской сберегательной мысли - ее длительная локализация в рамках простого ведения семейного хозяйства, окрашенного менталитетом
патриархальности и православных канонов, замыкавших денежное хозяйство на церковь, помещичье подворье и сам царский двор. Патернализм высшего уровня предполагал концентрацию богатства на самом
верху, у государя, при духовном обязательстве последнего заботиться о каждом подопечном в государстве. Жесткий централизм государственной власти предопределил в качестве ведущей черты российской
сберегательной мысли тезис о необходимости господства в институциональной структуре сберегательного дела государственной линии его организации. Обращают на себя внимание прагматизм российской
сберегательной мысли, а также общая с Западом непрерывная дискуссия между представителями собственно сберегательной и общебанковской линий организации сберегательного процесса, сбережений для
малоимущих и для всех.
|