МАКРОЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА
|
СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ РОССИИ:
ЧТО ДЕЛАТЬ
|
- Л. Абалкин — О новой концепции долгосрочной стратегии
- В. Макаров — Об экономическом развитии и не только в контексте будущих достижений науки и техники
- А. Некипелов, Ю. Голанд — От замораживания к инвестированию: новые подходы к денежно-кредитной и валютной политике
- Р. Гринберг — Российская структурная политика: между неизбежностью и неизвестностью
- Н. Петраков — Укрепление прав собственности: трансформировать, не разрушая
- А. Рубинштейн — Стратегия «социального императива»
- С. Ситарян, И. Иванов — Внешнеэкономические приоритеты
|
ОБЩЕСТВО И ЭКОНОМИКА
|
|
КОАЛИЦИИ ДЛЯ БУДУЩЕГО
И СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ РОССИИ
|
|
КРИТИКА И БИБЛИОГРАФИЯ
|
- Велихов Е. П., Бетелин В. Б., Кушниренко А. Г. Промышленная политика, инновации, массовые информационные технологии, отечественные системообразующие компании
- Орлов А. В., Соколов М. С. Коммерция — торговое предпринимательство — межотраслевые комплексы: организация и регулирование (российский и зарубежный опыт)
Аннотации к статьям номера
|
А. Улюкаев, Е. Данилова. Российский банковский сектор в условиях нестабильности на мировом финансовом рынке: проблемы и перспективы
|
В статье отмечается, что кризис на локальном рынке – рынке субстандартного кредитования в США – вызвал нестабильность глобального финансового рынка. Результатом его стал повышенный спрос на ликвидность в рамках мировой финансовой системы. Российский банковский сектор оказался более устойчивым к негативным изменениям мировой конъюнктуры, чем банковские системы ряда других развивающихся рынков. В то же время можно ожидать, что произошедший кризис станет одним из факторов качественного изменения характера развития российского банковского сектора – перехода от фазы бурного к периоду более сбалансированного роста. |
Г. Фетисов. Динамика цен и антиинфляционная политика в условиях «голландской болезни»
|
В статье на основе модели централизованно управляемой открытой экономики – чистого экспортера сырья проанализирован механизм изменения цен в условиях «голландской болезни». Исследованы особенности этого механизма при росте ресурса сырья или внешних цен на него. Если выполняются три принципа денежно-кредитной политики, тогда, во-первых, рост ресурса сырья при нулевом выпуске торгуемого продукта ведет к росту уровня цен и зарплаты; во-вторых, рост цен на сырье приводит к росту уровня цен и зарплаты при любом выпуске торгуемого продукта. Однако причиной инфляции является не сама «голландская болезнь», а негибкость цен, зарплаты и валютного курса. Уменьшить инфляцию можно, снижая налоги на зарплату или субсидируя ее за счет рентных доходов бюджета. Предложены рекомендации по использованию немонетарных методов борьбы с инфляцией в России. |
СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ РОССИИ:
ЧТО ДЕЛАТЬ
|
Призывы минимизировать государственное вмешательство в российскую экономику контрпродуктивны. Однако и чрезмерное вовлечение государства таит угрозу строительства номенклатурного капитализма. Такова главная мысль, пронизывающая подборку статей видных представителей российской экономической мысли, формулирующих свои позиции по ключевым вопросам долгосрочной стратегии социально-экономического развития страны. В статьях рассматриваются: проблемы экономической политики России, перехода общества к экономике знаний, основные направления денежно-кредитной и структурной политики, укрепление прав собственности, развитие человеческого потенциала, внешнеэкономические приоритеты нашего государства. |
Р. Капелюшников. Собственность без легитимности?
|
В работе анализируется проблема легитимации результатов приватизации, осуществленной в России в 1990-е годы, и дается критическая оценка разнообразных политических рецептов по ее решению. Автор выделяет два возможных типа нелегитимности собственности: «сфокусированный» и «размытый». Анализ показывает, что ситуация «размытой нелегитимности», сложившаяся в России, не является абсолютным препятствием для успешного экономического развития, а представляет собой институциональную родовую травму, которой не удалось избежать ни одной из постсоциалистических стран. Чтобы преодолеть ее, необходимы не разовые акты со стороны государства (вроде установления компенсационного налога), а постепенное приближение экономических отношений между крупными собственниками и остальными членами общества к принципам fair play. |
Л. Полищук, О. Щетинин, О. Шестоперов. Посредники между частным сектором и государством: содействие бизнесу или соучастие в коррупции?
|
В статье анализируются экономические последствия деятельности посредников, помогающих частным лицам выполнять установленные государством процедуры и требования. Традиционными преимуществами обращения к посредникам являются выгоды специализации и экономии на масштабе, однако если государственная служба поражена коррупцией, посредники позволяют сократить транcакционные издержки последней и в частности снизить риски разоблачения. Показано, что в таком случае присутствие посредников идет на пользу коррумпированой бюрократии, но может усугубить положение частного сектора. С использованием материалов опросов последних лет исследуется состояние посреднического сектора в России и приводятся свидетельства использования некоторыми посредниками в своей деятельности коррупционных методов. Рассматривается связь обращения к посредникам с дерегулированием экономики и административной реформой. |
В. Тамбовцев. Цели социально-экономического развития России в четырех стратегиях
|
В статье обсуждается место целей в стратегиях социально-экономического развития, проблемы выбора целевых показателей и обеспечения их достижения в системе государственного управления. Сформулированные положения конкретизируются для вероятных целей четырех стратегий: «Инерция», «Рантье», «Мобилизация» и «Модернизация». Для последней из них приводятся предложения по детальной структуре обеспечивающих целей.
|
А. Шаститко, М. Овчинников. Бюджетный процесс в стратегиях социально-экономического развития (постановка проблемы)
|
В работе рассматриваются актуальные проблемы реформы бюджетного процесса. Авторы анализируют дискретные институциональные альтернативы бюджетирования: сметное и ориентированное на результат (БОР). В рамках последнего выделяются два варианта функционирования системы, которые характеризуются различной степенью адаптационной эффективности. В контексте данных вариантов выявлен ряд факторов, выступающих необходимым условием обеспечения работоспособности БОР. Перспективы реформы бюджетного процесса в плане формирования указанных факторов рассматриваются сквозь призму четырех стратегий развития: «Инерции», «Рантье», «Мобилизации» и «Модернизации». |