О журнале
Свежий номер
2 0 0 1
Архив
Книги
Подписчикам
Авторам
Рекламодателям
Редакция
Координаты
Гостевая книга



Режим поиска:
"И" "ИЛИ"





2001
№ 1

СТРАТЕГИЯ И ТАКТИКА РЕФОРМ
СРЕДНИЙ КЛАСС В РОССИИ
О ПРЕПОДАВАНИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН
ЭКОНОМИКО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОЧЕРКИ
ДИСКУССИОННЫЙ КЛУБ

Аннотации к статьям номера


Е. ЯСИН. Новая эпоха, старые тревоги (взгляд либерала на развитие России)
     В статье с либеральных позиций рассматриваются вопросы экономики и политики после смены власти в России. Миссия президента - не только выход из кризиса, усиление позиций страны в мире, но и демократическое ее развитие, реальная, а не "управляемая демократия". Если экономическая стратегия способна решить стоящие перед страной задачи, то политика в отношении "третьей корзины" вызывает тревогу. Союз новой и старой номенклатуры может снова вернуть нас на путь модернизации сверху вместо развития самодеятельности гражданского общества.

А. ВИШНЕВСКИЙ, Е. АНДРЕЕВ. Население России в первой половине нового века
     В статье представлены результаты аналитического прогноза изменений численности и возрастной структуры населения России до 2050 г. Прогноз выполнен в 12 вариантах, которые разделяются на три группы: (I) варианты с нулевым миграционным приростом; (II) варианты с неизменной численностью населения России на протяжении всего периода 2000-2050 гг.; (III) варианты, предполагающие ежегодный рост численности населения страны на 0,5% в течение этого же периода. Оценены объемы общего и ежегодного миграционного прироста, необходимого для выполнения условий второй и третьей групп прогнозов при разных гипотезах изменений рождаемости и смертности. По расчетам авторов, этот прирост, в зависимости от сценария, колеблется от 34,5 млн. до 117, 6 млн. человек за 50 лет (от 689 тыс. до 2352 тыс. в год).

Л. ГРИГОРЬЕВ, Т. МАЛЕВА. Средний класс в России на рубеже этапов трансформации
     Статья основана на результатах исследований Бюро экономического анализа в 1998-2000 гг. и посвящена проблемам формирования и развития среднего класса в современной России. Рассмотрены методологические и методические основы идентификации среднего класса в условиях социально-экономической трансформации, приведены количественные оценки его масштабов и структуры, базирующиеся на анализе информации выборочных обследований бюджетов домашних хозяйств, проводящихся Госкомстатом РФ, и репрезентативных баз социологических данных. В статье содержатся результаты компаративного анализа доходов средних классов в России и ряде зарубежных стран, а также оценка влияния мер экономической политики на дальнейшее развитие средних классов в России в кратко- и среднесрочной перспективе.

Е. АВРААМОВА, Л. ОВЧАРОВА. Количественные оценки российского среднего класса методом концентрации признаков
     В статье предпринята попытка построения многомерной системы идентификационных признаков среднего класса. Эмпирической базой исследования послужили данные массового опроса населения, осуществленного ИСЭПН РАН. Средний класс рассматривается как единая социальная целостность, внутри которой по разным основаниям выделяются различные социально-экономические группы. Он может быть описан некоторой системой показателей, включающей как признаки (ресурсные и статусные, характеристики поведения), так и функции данного социального образования. Все идентифицирующие средний класс признаки признаются доминантными и рассматриваются как равнозначные и равновесные. Средний класс, который бы соответствовал всем необходимым критериям, в России только формируется, и в настоящее время в стране существует протосредний класс. Составляющие его социальные группы характеризуются разным уровнем концентрации идентификационных признаков. Концентрация доминантных признаков в различных социальных группах происходит неравномерно. Следствием этого становится отказ или невозможность выполнения социальной группой одной, нескольких или всех социальных функций.

Т. КОСМАРСКАЯ. Количественные характеристики среднедоходных групп населения России
     Цель исследования, лежащего в основе данной статьи, - выявление количественных характеристик среднедоходных слоев российского общества. С использованием данных выборочных обследований бюджетов домашних хозяйств в Российской Федерации за период 1997-1999 гг. в статье исследуется интенсивность прироста потребительских расходов по децильным группам. Проведенный анализ позволил обнаружить различия в характере потребительских расходов малообеспеченных и среднедоходных групп населения, что послужило базой для определения нижней границы средних доходов в современном российском обществе.

Экономическая наука, образование и практика в России в 90-е годы (доклад ГУ-ВШЭ)
     В докладе рассматривается система взаимоотношений между экономической наукой, экономическим образованием и практикой и отмечается, что ситуация в области как фундаментальных исследований, так и преподавания экономических дисциплин остается весьма неблагоприятной. Сохраняется разрыв между вузовской и академической наукой, качество образовательных услуг находится на должном уровне лишь в считанных вузах страны. Для исправления сложившегося положения предлагается: создавать смешанные организационные формы, объединяющие на постоянной основе вузы и исследовательские коллективы, повысить статус исследовательской работы, пересмотреть учебные планы, переориентировать переводческую деятельность, совершенствовать схемы построения коммуникативных связей.

Р. НУРЕЕВ, Ю. ЛАТОВ. "Плоды просвещения" (новая российская экономическая наука на пороге III тысячелетия)
     В предлагаемой вниманию читателей обзорной статье рассматриваются достижения новой российской экономической науки, работающей в традициях неоклассической и неоинституциональной теорий. Выделены наиболее известные учебные пособия, намечаются пути совершенствования системы экономического образования. Анализируются перспективы развития различных направлений неоинституционализма, включая теории: прав собственности, трансакционных издержек, общественного выбора, преступлений и наказаний и т.д., обращается внимание на слабую координацию исследований в этой сфере. Одним из наиболее эффективных способов разрешения данной проблемы может стать формирование виртуальных творческих коллективов, осуществляющих обмен информацией через компьютерные сети, в первую очередь Интернет.

ДЖ. ГОЛДСТОУН. Теории революции, революции 1989-1991 годов и траектория развития "новой" России
     В статье формулируется вывод о том, что события 1989-1991 гг., произошедшие в социалистических странах Восточной Европы и СССР, следует трактовать как революции и соответственно рассматривать сквозь призму теории революции. Эти события продемонстрировали неспособность советологов прогнозировать крах коммунистического режима, обусловленный нарастанием конфликтов во всех политических, экономических и социальных измерениях. Вместе с тем ход трансформаций бросает вызов теориям революций в части представлений о предпосылках революции: наличие массовой народной организации, существование благоприятных условий для протестных выступлений и формирование новой идеологии. Уроки революций прошлого говорят о том, что процесс построения новой экономико-политической системы будет достаточно долгим и непростым; главное в этом процессе - строительство институтов, ориентированных на личные интересы всех членов общества, в том числе и элиты, с одной стороны, и ограничивающих поведение элиты, с другой.

В. МАУ. Экономика и революция: уроки истории
     В статье рассматриваются особенности экономического развития и экономической политики стран, проходящих через период революционной трансформации. Ослабление государственной власти является результатом системного экономического кризиса, а политическая нестабильность, в свою очередь, предопределяет экономические проблемы, характерные для полномасштабной революции. К числу таких проблем относятся: резкий рост трансакционных издержек, бюджетный кризис и дефолт по государственным обязательствам, демонетизация экономики; активное использование бумажно-денежной эмиссии для пополнения госбюджета, использование властями перераспределения собственности (приватизации и национализации) в целях получения политической поддержки, а не формирования эффективных экономических субъектов; использование ценных бумаг как инструмента перераспределения собственности, высокий уровень неплатежей в экономике.

Р. КАПЕЛЮШНИКОВ. "Где начало того конца?.." (к вопросу об окончании переходного периода в России)
     Отправная точка анализа институциональной природы переходных экономик состоит в предположении, что таким системам присущ определенный набор общих характеристик - независимо от того, откуда и куда совершается сам переход. Попытка вписать российский опыт в эту общую схему позволяет яснее увидеть его специфику. По мнению автора, в России сформировалась весьма специфическая институциональная модель, которая может быть определена как "стационарно переходная". Ее отличительный признак - доминирование неформальных отношений во всех звеньях хозяйственного механизма. В долгосрочной перспективе она представляет собой институциональную "ловушку", выход из которой на траекторию устойчивого динамичного развития затруднен. Завершение переходного процесса невозможно без кардинальных изменений в деятельности дисциплинирующих механизмов, призванных обеспечивать выполнение законодательных и контрактных установлений.

Условия доступа
к статьям
см. Здесь


реклама

Copyright " Вопросы Экономики "