Английская версия Орден
topleft topcenter topright

О журнале
Свежий номер
2 0 0 6
Архив
Книги
Подписчикам
Авторам
Рекламодателям
Редакция
Координаты
Гостевая книга



Режим поиска:
"И" "ИЛИ"

2005

№ 10

ВОПРОСЫ ТЕОРИИ

БИЗНЕС И ВНЕШНЯЯ СРЕДА
________________

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ

  • Л. Абалкин — Размышления о родословной В.И. Вернадского

РАЗМЫШЛЕНИЯ НАД КНИГОЙ

  • В. Шляпентох — Егор Гайдар — марксист?! (о книге Е. Гайдара "Долгое время")
КРИТИКА И БИБЛИОГРАФИЯ

  • П.В. Шинкаренко. Возрожденный Феникс. Очерки деятельности Вольного экономического общества России 1765–2005

Аннотации к статьям номера


Ж. Сапир. Экономика информации: новая парадигма и ее границы

     В статье исследуется история возникновения и научные достижения информационного подхода в экономической теории. Автор рассматривает различные версии экономического анализа в свете теории асимметричной информации, подчеркивая те позитивные и нормативные разногласия, которые возникают при соотнесении экономики информации с неоклассической теорией. Особая роль уделяется внутренним проблемам новой парадигмы, а также роли государственной экономической политики в связи с теоретическими положениями экономики информации.



В. Маевский. Экономические измерения и фундаментальная теория

     В статье рассмотрена одна из фундаментальных проблем экономической науки – измерение динамики инфляции и реального продукта. Доказывается, что общепринятый подход к измерению инфляции через так называемый общий индекс цен некорректен, поскольку противоречит сущности денег как универсальной меры ценности товаров и услуг. Инфляцию как денежный феномен необходимо измерять не через общий индекс цен, а через частный индекс, определяющий движение цен в группе товаров и услуг, потребность в которых достигла уровня насыщения. Данный вывод особенно актуален в условиях ускорения роста качественных изменений в экономике.



С. Моисеев. История одного "бесплатного завтрака"

     В статье представлен исторический обзор процессов инфляции в мире. Показано, что определение и природа инфляции изменяются со временем. Подробно рассматриваются инфляция в период классического золотого стандарта, первые примеры гиперинфляции и макроэкономические характеристики инфляции в XX в.



А. Вереникин. Общность принципов ценообразования на конкурентных и монополизированных рынках

     В статье сопоставляется микроэкономический механизм определения оптимальных характеристик производственной деятельности предприятий, функционирующих в отрасли с совершенной конкуренцией и при наличии рыночной власти хозяйствующих субъектов. Использование принципа выявленной максимизации прибыли позволяет сделать вывод, что фундаментальным фактором, лежащим в основе как монопольной, так и конкурентной цены, является динамика факторов производственно-технологического характера, формирующих уровень издержек производства и их предельные значения. Эти факторы порождают как центробежные, конкурентные, так и центростремительные, интеграционные тенденции в современной экономике.



Я. Паппэ, Я. Галухина. Внешнеэкономические факторы трансформации крупного бизнеса в России

     Cтатья посвящена анализу роли внешнеэкономических факторов в развитии крупного бизнеса в России. В ней обосновывается позиция, согласно которой стандарты и требования, предъявляемые мировым финансовым рынком, и возможности, им предоставляемые, определяют главные изменения, происходящие в крупном российском бизнесе в последние три года. Анализируются основные причины его выхода на мировые финансовые рынки. Особое внимание уделено последствиям такого взаимодействия, в частности, рассмотрены процесс перехода функций основного субъекта крупного бизнеса от интегрированных бизнес-групп к компаниям, а также изменения в поведении самих компаний, которое характеризуется постепенным отходом от пресловутой российской специфики и приближением к мировым стандартам.



И. Соболева. Социальная ответственность бизнеса: глобальный контекст и российские реалии

     По мнению автора, критерием социально ответственного поведения бизнеса является наличие нерыночных элементов в воспроизводственном поведении фирм, связанных с формированием партнерских отношений. На основе данного критерия выделены уровни социальной ответственности бизнеса и проанализированы факторы, определившие специфику ее становления в России. В условиях недостаточности государственных социальных инвестиций, отсутствия действенной системы стимулов и льгот для социально ответственных предприятий и превалирования патерналистских отношений над партнерскими требования расширить сферу социально ответственного поведения за рамки базового уровня не встречают поддержки ни со стороны предпринимателей, ни со стороны работников.



А. Дегтярев, Р. Маликов. Институциональный анализ деловой коррупции в России

     Авторы исследуют параметры российского рынка деловой коррупции. Проводится сравнительный исторический анализ развития коррупционной практики в России. Предложена корреляционная модель коррупционного взаимодействия экономического агента с контролирующим чиновником. Обосновывается подход к моделированию теневой экономической деятельности предпринимателей с учетом коррупционных издержек. Предлагаются пути достижения антикоррупционного консенсуса бизнеса и власти.



М. Курбатова, С. Левин. Деформализация правил взаимодействия власти и бизнеса

     В статье рассматривается реальная модель институциональной организации взаимодействия власти и бизнеса в современной российской экономике. Показана преемственность сложившейся модели взаимоотношений с институтами советской экономики и выявлены причины ее развития по пути деформализации. Авторы выделяют "серую" зону взаимодействия органов власти и бизнеса как один из результатов процесса деформализации правил, как комплекс институтов, регулирующих дофинансирование территорий за счет средств бизнеса. Изложены причины и основные проявления деформализации правил взаимодействия власти и бизнеса на региональном и муниципальном уровнях, интересы и место сторон в этих процессах.



С. Валентей. Контринновационная среда российской экономики

     В статье исследуются перспективы развития экономики инноваций в России. Автор приходит к выводу, что российская экономика содержит систему институциональных ограничений, делающих ее невосприимчивой к инновационному пути развития. Решение проблемы возможно только в рамках общей концепции инновационного "рывка". Рассматриваются возможные направления реформы финансирования НИОКР, участия регионов России в инновационном процессе, реформы статистики инноваций.



Условия доступа
к статьям
см. Здесь



Copyright " Вопросы Экономики "