ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ
|
|
ПРАВОВАЯ ЭКОНОМИКА:
ПРИКЛАДНЫЕ АСПЕКТЫ
|
|
МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
|
|
__________________
|
|
СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА
|
|
ПАМЯТИ УЧЕНОГО
- А. Гранберг, В. Савельев - К столетию со дня рождения А.Е. Пробста
|
РАЗМЫШЛЕНИЯ НАД КНИГОЙ
|
- С. Кирдина - Институт земельной собственности в России
|
КРИТИКА И БИБЛИОГРАФИЯ
|
- Евстигнеев В.Р. Портфельные инвестиции в мире и России: выбор стратегии
Аннотации к статьям номера
|
Р. Каплински. Распространение положительного влияния глобализации: анализ "цепочек" приращения стоимости
|
|
В последние годы глобализация ассоциируется с усилением неравенства как между странами, так и внутри них, а также с увеличением числа людей, живущих в нищете. В числе "неудачников"оказались и те, кто принимал участие в процессах глобализации. В статье речь идет о том, каким образом обеспечить в этих условиях стабильный рост доходов бедных слоев населения и бедных стран. Важно определить способы разработки и производства продуктов, включая внутреннюю организацию компаний и отношения между предприятиями, а также возможности взаимодействия бедных производителей и бедных стран с производителями и потребителями в рамках мировой экономики. Анализ "цепочки" приращения стоимости, включающей полный цикл хозяйственной деятельности - от создания продукта до его потребления и переработки, является адекватным инструментом для оценки эффективности частных и государственных предприятий. Более того, он способствует более глубокому пониманию политических задач, стоящих перед частным и государственным секторами. В работе обобщаются основные теории, характеризующие концепцию "цепочек" приращения стоимости, и приводятся конкретные примеры ее применения.
|
В. Иваненко. Перспективы привлечения прямых иностранных инвестиций при вступлении России в ВТО
|
|
В статье рассматриваются два вопроса: во-первых, справедливость тезиса, что прямые иностранные инвестиции (ПИИ) оказывают благоприятное влияние на экономический рост; во-вторых, зависимость между членством в ВТО и притоком иностранных инвестиций. Результаты расчетов показывают, что увеличение притока ПИИ после вступления в ВТО является статистически незначительным. В статье акцентируется внимание на положительных аспектах переговоров о вступлении в ВТО. Они стимулируют создание благоприятного инвестиционного климата и препятствуют попыткам отдельных компаний занять привилегированное положение на российском рынке.
|
Н. Пахомова, К. Рихтер. Экономический анализ экологического права
|
|
В статье изучаются основные концептуальные идеи и прикладной потенциал нового научного направления "право-экономика-экология", формирующегося в рамках более общей дисциплины - экономического анализа права, или правовой экономики. Рассматриваются исследовательские результаты основных научных школ, работающих в данной области, включая чикагскую экономико-правовую школу, школу правового реформизма и неоинституциональную школу, а также возможности применения данных концепций в природоохранной сфере. Объектом специального анализа является общественный мониторинг и контроль со стороны институтов гражданского общества за выработкой и реализаций государством экологической политики.
|
О. Осипенко. Современный корпоративный конфликт (природа, границы, разновидности, способы регулирования)
|
|
По мнению автора, глубинным фактором корпоративного конфликта является двоякая сущность акционерной собственности. Это порождает противоречие между предоставляемым акцией правом владения компанией и закрепленными в механизме акционерных отношений управленческими правами акционера. В статье рассмотрены основные виды корпоративных конфликтов; они классифицируются по целям, которые преследуют конфликтующие стороны, а также по субъектам конфликта. Автор указывает, что одной из проблем разрешения корпоративных конфликтов является "дефицит" государства, которое одним фактом своего присутствия должно оказывать стабилизирующее влияние на корпорации.
|
И. Дежина, И. Леонов. Экономико-правовое обеспечение коммерциализации интеллектуальной собственности
|
|
В статье анализируется трансформация экономико-правовых основ регулирования прав на объекты интеллектуальной собственности и условий коммерциализации научно-технических результатов, полученных за счет средств государственного бюджета. Выявляется роль государства в этом процессе, в сравнительном контексте рассматриваются элементы механизмов коммерциализации объектов интеллектуальной собственности, наиболее широко используемые за рубежом и вводимые в настоящее время в России. Высказан ряд предложений по совершенствованию механизма государственного стимулирования коммерциализации интеллектуальной собственности, созданной за счет бюджетных средств.
|
П. Кадочников, С. Синельников-Мурылев, И. Трунин, С. Четвериков. Перераспределение региональных доходов в рамках системы межбюджетных отношений в России
|
|
В статье представлены результаты исследования выравнивающих свойств системы распределения ресурсов между бюджетами разных уровней (распределения налоговых доходов и межбюджетных трансфертов). Анализируется фактически сложившийся в России механизм перераспределения региональных доходов с помощью фискальных инструментов. Оценивается прогрессивность системы федеральной финансовой помощи регионам, системы распределения доходов от федеральных налогов между федеральным и региональными бюджетами, а также федерального нетто-налога на регион, представляющего собой разницу между доходами федерального бюджета, полученными на территории региона и объемом федеральных трансфертов, направленных в региональный бюджет.
|
А. Чернявский, К. Вартапетов. Финансовая децентрализация и местное самоуправление в период реформ
|
|
В статье рассмотрены процессы в сфере формирования доходов местных бюджетов и расходных бюджетных полномочий российских муниципалитетов, происходившие в 1992-2002 гг. Проводимые в последнее время налоговые реформы привели к снижению уровня фискальной автономии муниципалитетов. Доходы местных бюджетов сокращаются как в абсолютном, так и в относительном выражении. Несмотря на значительные расходные полномочия, муниципалитеты находятся в полной финансовой зависимости от решений вышестоящих властей. На региональном уровне усилилась тенденция к финансированию муниципальных учреждений социальной сферы из собственно региональных бюджетов. Оценка последствий принятия нового закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" свидетельствует о продолжающейся централизации расходных и доходных полномочий, уменьшении самостоятельности местных бюджетов и использовании местного самоуправления для решения задач государственной власти.
|
А. Быков. Региональная политика в области управления природными ресурсами Крайнего Севера
|
|
Исходя из существующей нормативно-правовой базы РФ в области владения, пользования и распоряжения природными ресурсами автор анализирует взаимодействие между субъектами природопользования и территориальными органами управления. В основу управленческого взаимодействия положен эколого-экономический фактор, обусловливающий специфичность требований к недропользователям, намеревающимся эксплуатировать природные ресурсы в пределах регионов Крайнего Севера. Рассмотрены стратегические направления ресурсосберегающего развития экономики Крайнего Севера в условиях перехода к рыночным отношениям.
|
К. Гасратян. Проблемы развития сферы культуры в России
|
|
Статья посвящена актуальным экономическим проблемам развития сферы культуры в России. В ней рассматриваются процессы адаптации учреждений культуры и искусства к новым рыночным условиям, а также проблемы государственного регулирования и культурной политики. Особое внимание уделяется анализу системы финансирования некоммерческих учреждений и форм их государственной поддержки, включая стимулирование привлечения средств из частных источников.
|
М. Токсанбаева. По каким "адресам" идет адресная помощь малоимущим
|
|
Адресная помощь малоимущим в России базируется на двух подходах: федеральном и региональном. Федеральный подход на основе бюджетного выравнивания реализуется в практике выплат пособия на ребенка. Региональный подход, опирающийся на использование ресурсов местных бюджетов, применяется при назначении жилищных компенсаций и социальной помощи. В условиях значительной неравномерности экономического развития регионов и поселений оба подхода противоречат принципам адресной помощи. Для преодоления этих недостатков необходимы меры не столько социальной, сколько экономической политики, нацеленной на выравнивание уровней территориального развития.
|